Страхование всех видов ответственности


Страхование ответственности — отрасль страхования, объединяющая разнообразные виды страхования, в которых в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с возмещением страхователем (застрахованным лицом) причинённого им вреда личности или имуществу третьих лиц.

Виды ущерба, возмещаемые при страховании ответственности

При страховании ответственности различают следующие виды ущерба:

имущественный ущерб (вред имуществу) — стоимость ремонта для восстановления движимого и/или недвижимого имущества, другие расходы, вызванные причинением вреда, например, расходы по транспортировке, получению кредита, потеря прибыли и др.;

личный ущерб (вред личности) — расходы на лечение, расходы, связанные с увеличением потребностей, например, ортопедические приспособления, наём медсестры и т. п.;

моральный ущерб (компенсация за страдания);

претензии косвенно пострадавших, например в случае смерти кормильца, расходы на погребение и др.

На практике возмещение двух последних видов ущерба предусматривается не во всех видах страхования ответственности и применяются не во всех странах.

Разновидности страхования ответственности

Самым распространённым в мире видом страхования ответственности является страхование автогражданской ответственности.

Наряду с этим существуют следующие виды страхования ответственности:

 

Страхование ответственности предприятий - источников повышенной опасности;

Что такое опасные объекты

Опасными объектами считаются такие объекты, авария на которых может привести к причинению вреда здоровью, жизни или нарушению жизнедеятельности третьих лиц. В соответствии с федеральным законом РФ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам относятся:

Oпасные производственные объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды), в том числе автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом;

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в многоквартирных домах, а также на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулёры;

г) получаются расплавы чёрных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

Гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

АЗС (Автозаправочные станции жидкого моторного топлива)

Лифты, эскалаторы и прочие грузоподъемные механизмы.

Объекты, не подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора.

Организация страхования

Страховые суммы в данном виде страхования устанавливаются согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в зависимости от характера опасного производственного объекта. Если на предприятии предусмотрена обязательная разработка декларации промышленной безопасности на опасном объекте, то действует специальная шкала в зависимости от максимально возможного количества потерпевших в результате аварии человек. Если в результате аварии могут пострадать более 3000 человек, то страховая сумма равна 6,5 млрд. рублей. Если количество пострадавших 10 и менее человек, то страховая сумма равна 10 млн. рублей.

Если разработка декларации промышленной безопасности не предусмотрена, то страховая сумма определяется на основании следующих условий:

Типы опасных объектов, Страховая сумма

Опасные объекты нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности - 50 млн. руб.

Сети газоснабжения и газопотребления, включая межпоселковые газовые сети - 25 млн. руб.

Прочие опасные объекты - 10 млн. руб.

Размер тарифной ставки составляет от 0,05 до 4,94% от лимита ответственности

 

Страхование профессиональной ответственности;

Страхование профессиональной ответственности — вид страхования ответственности. Предназначен для защиты имущественных интересов, связанных с возможным возмещением вреда третьим лицам, для лиц, занимающихся индивидуально профессиональной деятельностью. К лицам, индивидуально занимающимся профессиональной деятельностью, относят нотариусов, адвокатов, частных практикующих врачей, архитекторов, риэлторов, представителей иных профессий. Страхование профессиональной ответственности осуществляется как в добровольной, так и в обязательной форме.

Объект страхования

Объектом страхования является имущественный интерес физического лица-профессионала, связанный с возможным возникновением ущерба у потребителя услуги, оказываемой профессионалом, вследствие каких-либо упущений, недосмотров, неосторожности и других неумышленных действий в отношении лиц, которому оказываются услуги. При этом необходимым условием страхования является то, что профессионал обладает необходимыми знаниями, компетенцией для данного вида деятельности и относится к своим обязанностям добросовестно. Подтверждением уровня квалификации является наличие необходимых для занятия тем или видом профессиональной деятельности документов: дипломов, сертификатов.

Заключение договора страхования профессиональной ответственности позволяет переложить ответственность за возмещение ущерба на страховую компанию.

Перечень страхуемых рисков

В зависимости от вида деятельности профессионала ущерб может быть причинён здоровью, материальному или финансовому состоянию клиента - потребителя услуг.

Например, при страховании профессиональной ответственности нотариуса страховым случаем является событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату:

• Событие должно произойти в процессе нотариальных действий;

• Событие должно повлечь за собой установленную законодательством обязанность страхователя возместить ущерб, нанесённый имущественным интересам третьих лиц в период действия договора страхования;

• Событие не должно являться результатом умышленного нарушения страхователем своих профессиональных обязанностей;

• Факт предъявления имущественных претензий со стороны третьих лиц должен быть подтверждён.

 

Страхование ответственности товаропроизводителя;

Страхование ответственности товаропроизводителей — вид страхования ответственности, предназначенный для защиты интересов производителей товаров, работ и услуг, связанных с возможным возмещением вреда потребителям.

Понятие гражданской ответственности производителя товара была введена во второй половине XX века как результат общественного движения по защите прав потребителей сначала в Соединённых Штатах Америки, а позднее и в Европе.

Объект страхования

Объектом страхования является имущественный интерес производителя конечного продукта, лица ответственного за сбыт продукта, а также поставщика продукта, если нельзя чётко установить производителя продукта, либо с него невозможно взыскать возмещение ущерба. Продуктом с точки зрения страхования ответственности производителя товара является любое движимое имущество, либо часть движимого или недвижимого имущества и электричество.

Перечень страхуемых рисков

Ответственность страховщика наступает в случае нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, либо в случае морального ущерба. Причиной ущерба может быть брак (производственный, конструкционный, информационный).

При этом ответственность производителя товара страхуется, если соблюдаются следующие условия:

• Производство товара, изготавливаемого в условиях массового или серийного производства, должно соответствовать требованиям стандартов, при необходимости иметь сертификат качества, товарный знак;

• Производитель проводит проверку качества своей продукции;

• Продавец товара имеет соответствующее легальное право на продажу товара.

 

Страхование ответственности застройщика;

С 2014 года строительная компания обязана подтвердить исполнение обязанностей, оформив поручительство или страхование гражданской ответственности застройщика при долевом строительстве. Это позволит покупателю при наступлении непредвиденных ситуаций вернуть свои средства.

Принятый законопроект устанавливает ответственность застройщика за:

• уклонение от обязательств;

• сдачу неготового объекта;

• банкротство до сдачи имущества.

 

Объект

Страхование ответственности застройщика при долевом строительстве подразумевает защиту имущественных интересов клиентов. Эта сделка выгодна в первую очередь покупателям. Компания может застраховать дом целиком или квартиры по отдельности.

Клиенты

Договор заключается в пользу дольщиков. При наступлении определенных обстоятельств они получат выплату. Застройщик обязуется сдать надежный качественный объект. Страховщик обязан оповестить клиента об изменениях в сделке и выплатить вознаграждение. Если в процессе строительства дольщики будут меняться, это необходимо указать в договоре, поскольку со следующим участником составляется отдельный документ.

Страховщики

Далеко не все СК стремятся оформлять такие договора. Считается, что данный вид сделки приносит убытки. Более того, компания должна отвечать определенным требованиям:

• осуществлять деятельность на рынке более 5 лет;

• соответствовать требованиям финустойчивости;

• иметь положительный прогноз развития на будущие периоды;

• иметь в обороте минимум 400 млн руб., а также уставный капитал на сумму 120 млн руб.

Тарифы

Страхование застройщика при долевом строительстве обходится дорого. Средние ставки в 2015 году составляли 0,5–0,8%. Для долгосрочных договоров тарифы могут быть снижены на 10–30%. Страховая компания (СК) сама устанавливает ставку, а также рассчитывает коэффициенты по годовому проценту, так как всегда существует вероятность, что застройщик полностью уклонится от выполнения обязательств.

От чего зависит ставка:

• Участие застройщика в холдинге.

• Положительный опыт предыдущих сделок: срок сдачи, количество объектов, работа в разных регионах, отсутствие претензий.

• Финансовая устойчивость.

• Юридическое обеспечение: наличие всех документов и разрешений.

• Этап строительства.

• Срок сдачи.

• Количество дольщиков.

Оформление договора

Чтобы зарегистрировать ДДУ, застройщик должен предоставить договор в Росреестр. Для этого необходимо собрать такие документы:

 

• декларацию по проекту;

• разрешение выполнять строительные работы;

• свидетельство госрегистрации;

• договор долевого строительства;

• копию уставных документов;

• технико-экономическое обоснование;

• копию финотчетности;

• данные о кредиторах;

• справку об отсутствии просрочек по займам в банках.

 

Страхование ответственности владельцев танкеров;

ТОВАЛОП (англ. TOVALOP, от англ. Tanker Owners Voluntary Agreement concerning Liability for Oil Pollution) — договор, заключённый владельцами танкеров, согласно которому при разливе нефти или её угрозе они обязуются принять меры по предотвращению загрязнения или принять меры к ликвидации последствий загрязнения, а также возместить ущерб от загрязнения моря нефтью потерпевшим лицам. В рамках ТОВАЛОП действует лимит материальной ответственности: 160 долларов США за одну регистровую тонну судна-загрязнителя, но не более 16,8 миллиона долларов США. Используется как норма международного права с 1969 года.

Аббревиатура ТОВАЛОП используется также для обозначения Международной федерации по ограничению ответственности владельцев танкеров в случае загрязнения.

Эта федерация была основана в 1969 году в Лондоне при участии ведущих нефтяных компаний: Бритиш Петролеум, Эссо, Галф Ойл, Мобил Ойл, Шелл, Стандард Ойл, Тексако. В настоящее время членами данной международной федерации являются более 90 % владельцев танкеров.

Каждый владелец танкера, вступающий в Международную федерацию, должен представить доказательство того, что способен возместить ущерб в случае аварии. Таким доказательством служит страховой полис, удостоверяющий страхование ответственности судовладельца в клубе взаимного страхования, либо в надёжной страховой компании, либо в Международной ассоциации по страхованию танкеров, которая действует в рамках Международной федерации по ограничению ответственности владельцев танкеров в случае загрязнения. Документом, подтверждающим членство в ТОВАЛОП, является специальный сертификат ТОВАЛОП.

 

Наличие страхования или гарантий покрытия ущерба от розлива нефтью является обязательным для судов, перевозящих более 2000 тонн нефти, зарегистрированных в государствах или входящих в порты государств, подписавших «Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1992 года. Нефтью в конвенции понимается «любая стойкая нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочное масло и китовый жир, в качестве груза или в топливных танкерах».

Страхование ответственности владельца воздушного судна;

Страхование ответственности владельцев воздушных судов, авиационных перевозчиков и эксплуатантов представляет собой совокупность видов страхования, по договорам которых страховщики производят страховые выплаты, возмещающие ущерб, причиненный страхователями (застрахованными лицами) пассажирам, грузовладельцам или иным третьим лицам в связи с владением воздушными судами, их эксплуатацией или осуществлением воздушных перевозок.

В качестве страхователей (застрахованных лиц) могут выступать:

• лица, владеющие воздушными судами на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании;

• лица, использующие воздушные суда и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна или лицензию на авиационные работы для обеспечения потребностей физических и юридических лиц (эксплуатанты);

• авиационные перевозчики (т. е. эксплуатанты, имеющие лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки).

 

К ним, в частности, относятся коммерческие авиакомпании; лица, осуществляющие специальные воздушные работы (сельскохозяйственные, строительно-монтажные, геофизические и т. д.), операторы воздушных такси, авиаклубы, корпоративные и частные владельцы самолетов.

Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы страхователей (застрахованных лиц), связанные с их обязанностью в соответствии с гражданским законодательством возместить вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам в результате использования средств воздушного транспорта. Под воздушным транспортом понимаются любые аппараты, предназначенные для полетов в воздушном пространстве, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом или тяги двигателей (например, самолеты, вертолеты, планеры, аэростаты, воздушные шары и т. д.).

Договоры страхования ответственности нередко заключаются вместе со страхованием самих воздушных судов, а страхователям выдается единый страховой полис на эти виды страхового обеспечения. В то же время страхование ответственности принято подразделять на ряд видов, к которым относятся:

• страхование ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами;

• страхование ответственности авиаперевозчиков перед грузовладельцами или грузоотправителями;

• страхование ответственности владельцев воздушного судна перед третьими лицами;

• страхование ответственности эксплуатантов за вред, который может быть причинен ими в связи с выполнением авиационных работ.

Введенный в действие с 1 апреля 1997 г. Воздушный кодекс РФ обязывает российских владельцев воздушных судов, эксплуатантов и авиационных перевозчиков заключать вышеуказанные договоры страхования своей ответственности. Эксплуатанты же воздушных судов иностранных государств для выполнения полетов в воздушном пространстве РФ обязаны иметь договоры страхования или иное обеспечение своей ответственности за причинение вреда третьим лицам, включая воздушные суда. При этом, однако, следует отметить, что вышеперечисленные виды страхования не могут считаться обязательными до тех пор, пока в законодательстве не будут оговорены их существенные условия.

В зарубежных странах вопрос о форме проведения страхования решается по-разному. Прежде всего, отметим, что в соответствии с Римской Конвенцией от 7 октября 1952 г., которая подписана почти 40 государствами, в том числе и Россией, и определяет принципы возмещения вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, каждое государство-участник Конвенции, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать от эксплуатанта воздушного судна обеспечения возмещения возможного ущерба, в том числе в форме договора страхования (наряду с гарантией банка или государственного органа, либо депозитом). При этом в большинстве стран, подписавших данную Конвенцию, эксплуатация иностранных воздушных судов без наличия договора страхования ответственности авиаперевозчика за причинение вреда третьим лицам на поверхности земли не допускается. Кроме того, в некоторых странах (например, в ФРГ, Италии) законодательство предусматривает обязанность национальных авиаперевозчиков заключать договоры страхования своей ответственности перед пассажирами. Во всех же других случаях страхование ответственности проводится добровольно.

Сложившаяся международная практика предусматривает, что страховые компании, чаще всего, заключают договоры страхования на схожих между собой условиях. В их основе лежат стандартные правила страхования, разработанные страховщиками Ллойда или других ведущих в данной области страховых организаций.

По договорам страхования ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами страховщики принимают на себя обязательства оплатить убытки, которые страхователь (застрахованное лицо) обязан возместить при причинении вреда здоровью пассажиров, в случае их смерти, а также при гибели или повреждении багажа пассажиров и находящихся при них вещей (ручной клади).

При этом необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 117 Воздушного кодекса РФ, ответственность авиаперевозчиков за вред, причиненный при воздушной перевозке, осуществляемой внутри страны, жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности. Таким образом, воздушный перевозчик несет ответственность в таких случаях, независимо от наличия своей вины (как владелец источника повышенной опасности) и в полном размере причиненного им вреда.

Ответственность же авиаперевозчиков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа и вещей, находящихся при пассажире, при полетах внутри страны регулируется ст. 118 и 119 Воздушного кодекса РФ. В соответствии с ними:

перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, если не докажет, что: им были приняты все необходимые меры по предотвращению ущерба или такие меры невозможно было принять; утрата, недостача или повреждение багажа не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки;

перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что их утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

При этом, если багаж был принят к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности перевозчика за него равен величине объявленной стоимости, если же ценность багажа не была объявлена, то перевозчик отвечает за багаж в величине его стоимости, но не более суммы двух МРОТ за 1 кг веса. За вещи же, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить ее невозможно — в размере не более 10 МРОТ. В то же время Воздушный кодекс РФ предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными.

При международных же рейсах, в том числе рейсах между странами СНГ, ответственность авиаперевозчика определяется международными договорами, подписанными РФ:

• Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12.10.1929 г. и вступившей в силу 13 февраля 1933 г. (Варшавской конвенцией);

• Протоколом об изменении данной конвенции от 28 сентября 1955 г. (Гаагским протоколом); в зависимости от того, под какой из данных документов подпадает конкретная воздушная перевозка;

• Гвадалахарская конвенция 1961 г. о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международными авиаперевозками.

 

По предложению США в 1966 г. было заключено Монреальское соглашение. Россия пока не ратифицировала данное соглашение.

Варшавская Конвенция, подписанная почти 130 странами, в том числе и Россией, применяется ко всем международным перевозкам, включая чартерные, место отправления и место назначения которых находятся либо на территории двух участников Конвенции, либо на территории одного и того же участника Конвенции при условии, что предусмотрена остановка на территории другого государства, даже не участника Конвенции. Согласно ей, пределы ответственности перевозчика, исходя из которых устанавливаются лимиты страховой ответственности по договорам страхования, определены в следующих размерах:

• 125 тыс. золотых французских франков (примерно 10 тыс. долл. США) за каждого пассажира;

• 250 французских золотых франков (примерно 20 долл. США) за 1 кг багажа;

• 5 тыс. французских золотых франков (примерно 400 долл. США) за вещи, находящиеся при пассажире.

Гаагским же протоколом, участниками которого являются более 110 государств, в том числе и Россия, предел ответственности перевозчиков в случае смерти или телесного повреждения пассажира увеличен до 250 тыс. французских золотых франков (примерно 20 тыс. долл. США).

Если же будет доказано, что вред явился результатом действий и упущений перевозчика, совершенных (допущенных) им преднамеренно или в результате неосторожности, при том, что перевозчик сознавал возможность причинения ущерба в результате таких его действий или упущений, то перевозчик несет ответственность за причинение вреда в полном его объеме без ограничений.

При международных перевозках с пунктами отправления, назначения или транзита в США действует Монреальское соглашение, согласно которому предел ответственности авиаперевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира составляет 75 тыс. долл. США, включая судебные издержки или 58 тыс. долл. США без судебных издержек, но правительство США требует от всех авиакомпаний, совершающих полеты над ее территорией, заключения договора страхования с лимитами ответственности не ниже 350 тыс. долл.

Законодательство ряда стран (например, Японии) вообще предусматривает нелимитированную ответственность авиаперевозчиков за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров. Это же касается и авиаперевозчиков стран — членов ЕС, которые решили, начиная с 17 октября 1998 г., отказаться от лимитов ответственности, установленных Варшавской Конвенцией, и установили для себя неограниченные размеры ответственности перед пассажирами.

Кроме лимита ответственности на одного пассажира, договором страхования обычно устанавливается и лимит ответственности на одного пассажира на общее число пассажиров в соответствии с заявленной загрузкой самолета. А при страховании нескольких самолетов по одному договору в страховом полисе указывается лимит ответственности по каждому страховому случаю, рассчитанный в виде произведения лимита ответственности на одного пассажира и числа посадочных мест в самом большом из подлежащих страхованию самолетов.

Нередко авиакомпании заключают одновременно два договора страхования своей ответственности перед пассажирами.

По первому из таких договоров страховщики принимают на себя обязательства оплатить убытки, нанесенные пассажирам в тех случаях и в пределах таких лимитов страховой ответственности, которые определены международными конвенциями или национальным законодательством.

Второй же договор страхования предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях, когда воздушный перевозчик не несет в соответствии с законодательством ответственность за нанесение ущерба пассажирам или размеры фактических убытков превышают суммы ответственности перевозчика, установленные законодательством. Это связано с тем, что для привлечения клиентов авиационные перевозчики нередко устанавливают договорами перевозки более широкий перечень оснований для предъявления к ним требований со стороны пассажиров по возмещению нанесенного им ущерба, пределы своей ответственности, что и покрывается дополнительным договором страхования.

Например, в соответствии с Варшавской Конвенцией, перевозчик и пассажир могут договориться о более высоком пределе ответственности при нанесении вреда жизни и здоровью пассажира, а при объявлении пассажиром стоимости багажа в момент передачи его перевозчику, последний отвечает в пределах объявленной суммы, если не докажет, что эта сумма превышает реальную стоимость багажа.

При страховании ответственности на случай утраты или повреждения багажа и личных вещей пассажиров нередко практикуется применение франшизы, которая обычно устанавливается в абсолютном размере на каждый страховой случай и по каждому принятому на страхование воздушному судну. При страховании ответственности на случай нанесения телесных повреждений пассажирам и их смерти франшиза чаще всего не устанавливается.

Тарифные ставки в этом виде страхования устанавливаются одним из двух способов:

• способ: используется преимущественно при чартерных и некоммерческих перевозках, когда страховая премия исчисляется в фиксированной сумме с каждого пассажирского места;

• способ: заключается в установлении суммы страховой премии с тысячи оплаченных пассажиро-километров.

Условия договоров страхования ответственности авиаперевозчиков перед грузовладельцами предусматривают возмещение страховщиком авиаперевозчику суммы, которую последний должен заплатить владельцу груза за ущерб, нанесенный ему утратой, гибелью, недостачей, повреждением или порчей принятого на перевозку груза во время нахождения его под охраной перевозчика, включая сюда период нахождения на борту воздушного судна, на аэродроме или, в случае посадки воздушного судна вне аэродрома, в каком-либо ином месте.

Ответственность воздушных перевозчиков перед владельцами груза как при внутренних, так и при международных рейсах регулируется в основном в том же порядке, что и ответственность авиаперевозчиков за багаж пассажиров. Это предопределяет и условия договора страхования. В частности, они заключаются на суммы, в пределах которых перевозчик несет ответственность за принятый на перевозку груз, и эти суммы, как правило, не отличаются от лимитов ответственности, установленных за ущерб, нанесенный багажу.

В то же время перевозчики, а следовательно, и страховщики не несут ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза явились результатом его естественных свойств (неспособности груза вынести обычные условия перевозки, свойственной грузу недолговечности в условиях длительной перевозки и хранения, утечек, потерь в весе), скрытых дефектов или произошли в результате таких неподконтрольных перевозчику причин как изменения климата, температуры, атмосферного давления и т. п. Кроме того, договоры страхования обычно не распространяются на перевозки животных, скоропортящихся и некоторых других грузов, а также на случаи ответственности перевозчика за задержку в доставке груза.

Страхование ответственности владельцев или эксплуатантов воздушного судна перед третьими лицами базируется на нормах Воздушного кодекса РФ, который устанавливает, что эксплуатант воздушного судна обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Кроме того, владелец воздушного судна несет ответственность за вред, причиненный им жизни, здоровью либо имуществу третьих лиц в размере, предусмотренном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

По условиям договоров страхования ответственности владельцев или эксплуатантов воздушного судна перед третьими лицами страховщики возмещают страхователям (застрахованным лицам) суммы, которые последние обязаны выплатить за последствия смерти третьих лиц, причинения им телесных повреждений, а также за уничтожение или повреждение имущества указанных лиц при условии, что вред был причинен непосредственно принятым на страхование воздушным судном либо упавшими с него лицами или предметами.

Страховщики несут ответственность за причинение воздушным судном вреда находящимся в этот момент на поверхности земли посторонним лицам (т. е. лицам, не связанным с застрахованным лицом служебными или деловыми отношениями), а также владельцам другого воздушного судна, с которым принятый на страхование самолет может столкнуться, имущества, находящегося на этом воздушном судне, членам его экипажа и пассажирам.

Ответственность страховщика обычно распространяется на случаи причинения вреда третьим лицам в период от запуска двигателя воздушного судна до полной его остановки, а также во время буксировки воздушного судна по территории аэропорта, в том числе к месту проведения ремонтных работ.

Обычно страховщики не включают в договоры данного страхования ответственность страхователей перед третьими лицами, связанную с шумом авиадвигателей, вибрацией, звуковым ударом, электро- и радиопомехами, загрязнением окружающей среды, утечкой горючего и т. п.

Основой для установления лимитов страховой ответственности являются нормы законодательства. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальные размеры лимитов страховой ответственности устанавливаются в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства. В частности, Римская Конвенция, нормы которой применяются многими государствами, следующим образом ограничивает размеры ответственности эксплуатанта воздушного судна за вред, причиненный третьим лицам, в зависимости от веса воздушного судна, под которым понимается максимальный взлетный вес (вместе с топливом), подтвержденный сертификатом летной годности судна:

Максимальный взлетный вес судна Лимит ответственности на судно (в золотых франках)

 

До 1 000 кг 500 тыс.

 

От 1 001 кг до 6 000 кг

 5 млн. + 400 за 1 кг свыше 1 000 кг

 

От 6 000 кг до 20 000 кг 2,5 млн. + 250 за 1 кг свыше 6 тыс. кг

 

От 20 000 кг до 50 000 кг 6 млн. + 150 за 1 кг свыше 20 тыс. кг

 

Свыше 50 000 кг 10,5 млн. + 100 за 1 кг свыше 50 тыс. кг

 

Кроме того, Римская Конвенция предусматривает специальные пределы ответственности эксплуатанта в размере 500 тыс. золотых франков за каждого пострадавшего. В то же время, если пострадавший докажет, что ущерб ему был нанесен эксплуатантом умышленно, ответственность эксплуатанта воздушного судна становится неограниченной.

Некоторые страны (например, Германия, Италия, Швейцария) установили более высокие, по сравнению с Римской Конвенцией, требования к размерам лимитов ответственности, на которые должны быть заключены договоры страхования в отношении самолетов, осуществляющих полеты над их территориями.

Страховые тарифы по договорам страхования ответственности перед третьими лицами устанавливаются в виде фиксированной суммы по каждому самолету или с каждой тысячи километров полета воздушного судна. Их размеры зависят от таких факторов, как:

• особенности районов полетов (численность и плотность населения, наличие крупных населенных пунктов, промышленных и иных объектов и т. п.);

• используемые аэродромы;

• протяженность маршрутов;

• характер полетов (регулярные пассажирские рейсы, чартерные полеты, туристические круизы и т. д.);

• тип, размер и вес самолета;

• квалификация пилотов и др.

Договоры по любому виду страхования ответственности могут заключаться или на определенный срок (наиболее типичный — 1 год) или на конкретный рейс. Для их заключения страховщику должны быть сообщены:

• сведения о средствах воздушного транспорта — их типе, предназначении, двигателях, датах изготовления и последнего капитального ремонта, налете с начала эксплуатации, бортовых и заводских номерах, грузоподъемности и пассажировместимости;

• данные о летных экипажах;

• информация о характере полетов, их интенсивности;

• сведения о районах полета, аэропортах отлета и прилета.

По условиям проведения всех рассмотренных видов страхования ответственности владельцев воздушных судов, их эксплуатантов и авиаперевозчиков страховщики не производят страховые выплаты за нанесение ущерба в следующих случаях:

• при использовании воздушного судна в незаконных целях или в целях, отличных от тех, которые были оговорены в договоре страхования;

• при нахождении воздушного судна вне предусмотренных в договоре страхования географических районов (за исключением случаев, когда это было вызвано ухудшением метеорологических условий, возникновением иной опасности, необходимостью спасения жизни членов экипажа или пассажиров из-за внезапного ухудшения состояния их здоровья во время полета, о чем должно быть немедленно сообщено страховщику);

• при управлении воздушным судном лицом, не имеющим на это прав или находящимся в состоянии опьянения;

• во время взлета или посадки в местах, не соответствующих рекомендациями изготовителя воздушного судна, если это не вызвано форсмажорными обстоятельствами;

• при перевозке пассажиров в количестве, превышающем пассажи- ровместимость воздушного судна в соответствии с сертификатом его летной готовности;

• при перевозке грузов в объеме, превышающем объявленную грузоподъемность воздушного судна;

• в связи с известными страхователю до выхода воздушного судна в полет непригодностью воздушного судна к летной эксплуатации или неготовностью экипажа к полету из-за низкого уровня его квалификации или физического состояния;

• при умышленных действиях или грубой неосторожности страхователя и его служащих, нарушении ими правил навигации, требований безопасности полетов, несоблюдении предписанных стандартов и процедур технического состояния и обслуживания воздушного судна, небрежным исполнением правил пожарной безопасности, хранения и перевозки горючих и взрывчатых веществ;

• за последствия ядерного взрыва, радиоактивного заражения и иных воздействий ядерных устройств, радиоактивных материалов и других радиоактивных источников;

• за убытки, вызванные военными рисками, риском угона самолета и другими аналогичными рисками, в частности:

• военными действиями, интервенциями, гражданскими войнами, мятежами, революциями, восстаниями, захватами власти;

• забастовками, гражданскими волнениями и производственными беспорядками;

• террористическими действиями;

• актами саботажа;

• конфискацией, национализацией, захватом, присвоением, принуждением, арестом, реквизицией по распоряжению правительства, общественной или местной власти;

• угоном и другим незаконным захватом или противоправным осуществлением контроля над воздушным судном или над экипажем в полете.

В то же время по соглашению сторон страховщики за дополнительную страховую премию обычно включают в объем своей ответственности страховые риски, связанные с военными действиями, угонами самолетов и т. п.

Кроме рассмотренных нами в данном параграфе видов страхования авиационной ответственности, в международной классификации существует также:

• Страхование общегражданской ответственности аэропортов.

• Страхование ответственности владельцев и операторов ангаров.

• Страхование ответственности организаторов авиационных выставок и авиашоу.

• Страхование ответственности товаропроизводителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.

 

Страхование ответственности владельца морского судна;

По условиям договора каско при столкновении судов не обеспечивается полное покрытие убытков. Этот вид страхования предусматривает финансирование 75% ответственности виновного лица перед потерпевшей стороной. Оставшаяся незастрахованная часть ответственности за столкновение (1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телесные повреждения и ущерб грузу обеспечивается специальной страховой защитой.

Страхование ответственности в морском страховании представляет собой сравнительно молодое направление. Термин морская ответственность включает в себя профессиональную гражданскую ответственность определенных групп перевозчиков, экспедиторов, грузчиков, судоремонтных и портовых рабочих, фрахтователей и т.д. за ущерб, причиненный их действиями в процессе работы. Гражданскую ответственность несут также владельцы небольших судов, таких как яхты, катера, портовые суда и др.

Таким образом, страхователями по договорам страхования гражданской ответственности могут быть:

владельцы судов (торговых, рыболовецких, прогулочных и т.д.);

перевозчики в отношении перевозимого груза.

Целью данного вида страхования является предоставление гарантий от рисков, связанных с судоходством и эксплуатации судна.

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанности в порядке, установленным законодательством данного государства или нормами международного права, возместить ущерб или осущиствить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствии эксплуатации принадлежащих ему судов.

Страхование ответственности перевозчика.

Проводится на основонии требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов действуюет единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:

перевозчик несет ответственность за доверенный груз в "разумных пределах";

перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);

нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.

Страхование ответственности судовладельца.

Договор страхования ответственности судовладельца обычно покрывает следующие виды ущербов:

ущербы материальные и личные (телесные), понесенные пассажирами, членами экипажа, портовыми рабочими;

ущерб, убытки, гибель судна, не связанные со столкновением;

ущерб, нанесенный судну в процессе буксировки;

участие в общей аварии, сверх предусмотренных другими условиями договора (каско);

расходы, связанные со спасением человеческой жизни (отклонение от заданного курса);

затраты, произошедшие в связи с карантином, объявленным правительством;

затраты, связанные с юридическими процедурами;

штрафы, налагаемые в портах.

По договорам страхования ответственности судовладельцев страховщики возмещают лишь суммы, выплаченные страхователем другим судовладельцем, которые не были возмещены по договору страхования судов - каско. К ним относятся 25% убытков, связанных с повреждением или гибелью другого судна, и все убытки, связанные с повреждением и гибелью груза и другого имущества, находящегося на судне.

Страхование ответственности перевозчика;

Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:

• перевозчик несет ответственность за доверенный груз в "разумных пределах";

• перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);

• нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.

Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования, которые могут быть подразделены по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование, и по категории лиц, при нанесении ущерба которым наступает ответственность страховщика.

Таким образом, прежде всего можно выделить страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных перевозчиков (в первую очередь авиационных), страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.

В то же время каждый из вышеуказанных перевозчиков может нанести ущерб разным группам лиц, а потому договоры страхования заключают на случаи:

• нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;

• причинения ущерба багажу пассажиров;

• утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;

• нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.

Наконец, условия договоров страхования могут различаться между собой в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита — внутренних или международных.

Страхование ответственности перевозчиков представляет собой отношения по защите имущественных интересов лиц, понесших убытки в связи с осуществлением перевозок пассажиров или грузов. Оно проводится на основании договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам которых нанесен ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов.

Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата), или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.

По договору страхования страховщик за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. При этом объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить названный ущерб.

Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков считается документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием, в соответствии с нормами законодательства, для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта.

В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:

• Телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта.

• Утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством.

• Утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность.

• Просрочка в доставке груза или прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством.

• Выдача груза страхователем в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз.

• Неправильная засылка груза страхователем.

• Смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.

Условия страхования обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные третьим лицам убытки были вызваны:

• умышленными действиями страхователя и его представителей, нарушения кем-либо из них правил и требований эксплуатации средства транспорта, противопожарной защиты, хранения горючих или взрывчатых веществ и материалов;

• известной страхователю или его представителям до выхода в рейс непригодности транспортного средства к эксплуатации либо неготовности обслуживающего персонала к работе из-за низкого уровня квалификации или физического состояния кого-либо из его числа;

• обстоятельствами, существенно повышающими риск страхового случая, известными страхователю, о которых страховщик не был своевременно поставлен в известность;

• неустранением страхователем в течение согласованного со страховщиком срока обстоятельств, заметно повышающих степень риска, на необходимость устранения которых в соответствии с общепринятыми нормами указывал страхователю страховщик;

• использованием средств транспорта для обучения, участия в соревнованиях, проверки технических характеристик и иных действий, не связанных с деятельностью страхователя в качестве перевозчика;

• эксплуатацией застрахованных средств транспорта в условиях, не предусмотренных их назначением;

• использованием застрахованных средств транспорта вне согласованного в договоре страхования района, если это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами;

• перевозкой большего числа пассажиров и большего веса груза, чем это предусмотрено нормами технической эксплуатации;

• эксплуатацией транспортных средств после принятия судом решения о приостановлении деятельности;

• участием застрахованных средств транспорта в контрабандных или иных незаконных операциях;

• действием обстоятельств непреодолимой силы;

• военными действиями, маневрами, иными военными мероприятиями;

• воздействием мин, торпед, бомб, ракет, снарядов, взрывчатых или иных орудий войны (однако страховщик, как правило, несет обязательства по выплате страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие перевозки указанных предметов на застрахованном транспортном средстве в качестве груза);

• пленением, захватом, арестом или задержанием застрахованного средства транспорта в результате военных действий, забастовок и т. п.;

• гражданскими войнами, революциями, восстаниями, мятежами, народными волнениями;

• актами саботажа или террористическими актами, совершенными по политическим мотивам;

• забастовками, локаутами и аналогичными событиями;

• конфискациями, реквизициями или аналогичными мерами государственных органов или организаций, принимающих на себя власть или осуществляющих ее, в том числе изданием данными органами и должностными лицами актов, не соответствующих законам и другим правовым актам;

• ионизирующей радиацией, токсичными, взрывчатыми и другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов, как перевозимых в качестве груза на застрахованном средстве транспорта, так и находящихся вне его;

• умышленными действиями потерпевшего, направленными на наступление страхового случая.

В то же время в соответствии с ГК РФ страховщик не освобождается от обязанности произвести выплату страхового возмещения за причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, даже если страховой случай наступил по вине страхователя.

Железнодорожная перевозка

В январе 1998 г. был принят "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (федеральный закон от 8.01.1998 г.). Согласно ст. 132 "железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации". Ответственность за несохранность багажа строится на принципах, предусмотренных ГК РФ и рассмотренных выше. Что касается ручной клади, перевозимой пассажиром, то обеспечение ее целостности и сохранности является обязанностью самого пассажира, т. е. перевозчик никакой ответственности за ручную кладь не несет.

Имущественную ответственность за несохранность груза железная дорога несет в размерах, установленных в ГК РФ. В уставе перечислены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности (перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя, недостача груза не превышает норм естественной убыли и др.).

Воздушная перевозка

С 1 апреля 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 117 ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Авиаперевозчик несет также ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. Если багаж и груз приняты к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности равен величине объявленной стоимости, если без объявления ценности — величине их стоимости, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа или груза. За вещи, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить последнюю невозможно — в размере не более десяти МРОТ. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, а также докажет, что утрата и повреждение имущества произошли не во время воздушной перевозки. Кодекс предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными.

Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем). Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.

Перевозка автотранспортным средством

Ответственность автоперевозчика установлена Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.1969 г. № 12. В уставе ничего не говорится об ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. На сегодняшний день при возникновении такой ситуации автоперевозчик несет ответственность только в соответствии с нормами ГК РФ.

Ответственность перевозчика на морском транспорте регулируется Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (утвержден Президиумом Верховного Совета СССР 17.04.1968 г.), а на внутреннем водном транспорте — Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР (утвержден постановлением Совета Министров СССР от 15.10.1955 № 1801). Кодекс предусматривает ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира, тогда как в уставе никаких оговорок на этот счет нет.

Что касается ответственности за утрату и повреждение багажа, ручной клади, а также грузов, то она и на автотранспорте, и на морском и водном транспорте установлена в основном на тех же принципах, что и на железной дороге.

Внедоговорная ответственность перевозчика определяется только законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т. п.). Если вред третьим лицам причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, то их владельцы несут солидарную ответственность. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за причиненный вред, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Морская перевозка

По условиям договора каско-страхования при столкновении судов не обеспечивается полное покрытие по ответственности перед потерпевшей стороной (75%). Оставшаяся незастрахованная часть ответственности за столкновение (1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телесные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой защитой через клубы взаимного страхования.

Международные конвенции

В международной практике морских перевозок применяются условия конвенций:

• Гаагские правила, принятые в 1924 г. в г. Брюсселе;

• Гаагские правила Висби, подписанные в 1968 г.;

• Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в г. Гамбурге.

Международные соглашения определяют основные понятия и условия международных перевозок, составляющих содержание коносаментов. Положения коносаментов отражают требования конвенции, регулирующей данный вид перевозки. В случае ущерба при комбинированной перевозке ответственность определяется по виду транспорта, на этапе перевозки которым было констатировано страховое событие. При других условиях ответственность владельца транспортного средства определяется дополнительными положениями коносамента.

Страховое покрытие включает: ущербы материальные, телесные у пассажиров, членов экипажа, портовых рабочих; ущерб; убытки, гибель судна, не связанные со столкновением; ущерб, нанесенный судну в процессе буксировки; участие в общей аварии сверх предусмотренных другими условиями покрытия (каско); расходы, связанные со спасением человеческой жизни (отклонение от заданного курса); затраты, произошедшие в связи с карантином, объявленным правительством; затраты, связанные с юридическими процедурами; штрафы, налагаемые в портах.

Исключения из страхового покрытия: ущерб вследствие умышленных действий; перевозка контрабанды; убытки, возникшие во время нахождения экипажа на судне; убытки, связанные с использованием автотранспорта; иски со стороны владельца груза; военные риски (покрываются особым договором).

Другие виды страхования ответственности.

Страхование ответственности часто носит обязательный или вмененный характер, поскольку рассматривается как мера социальной защиты.


Дата последнего обновления информации: 17:30 31.10.2019