Авиационное страхование


Страхование воздушных судов — это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.

Условия авиационного страхования составлялись с учетом опыта страхования судов и грузов, поэтому при страховании крупных авиационных рисков используются общие финансовые средства, обеспечивающие возможность страховой выплаты, а также универсальные и специализированные страховые организации андеррайтеров Ллойда, объединенных в синдикаты, а в первую очередь — морских страховщиков.

Специфика авиационного страхования заключается в катастрофической природе риска. Оно сохраняет свою рисковую природу, несбалансированность и убыточность для многих страховщиков.

Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики и консультанты, занимающиеся многими видами воздушных работ, операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники, частные владельцы воздушных судов и т. д. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.

Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.

В мировой практике наиболее распространены комбинированные полисы по страхованию воздушных судов (так называемое "авиакаско") и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме или уменьшить размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями — на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси). Воздушные суда могут быть застрахованы на условиях "только от полной гибели" или "от всех рисков".

В первом случае при наступлении страхового случая (т. е. полное разрушение, гибель воздушного судна) выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. Во втором — страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, возникших по любым причинам, кроме специально установленных как исключения (оговорки) в полисе, но сумма выплаты зависит от условий и тяжести страхового случая.

Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, поломки электрооборудования или механической поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием гибели или повреждений, вызванных пожаром, молнией, взрывом, ударом, столкновением воздушного судна с другим воздушным судном или с прочими объектами, злоумышленных действий третьих лиц. Если в результате естественного износа какой-либо детали повреждается воздушное судно, возмещается ущерб, причиненный объекту страхования, за вычетом стоимости этой детали.

Страховая сумма при страховании воздушного судна может быть установлена в размере, не превышающем действительной стоимости судна на момент заключения договора страхования, но допускается страхование на сумму, меньшую стоимости воздушного судна. Договором страхования воздушных судов обычно предусматривается франшиза.

В полис по страхованию воздушного судна обычно включают такие условия, как:

пропажа воздушного судна (обычно воздушное судно считается пропавшим без вести и страховое возмещение выплачивается, если о нем после взлета нет сведений в течение 15 дней и более);

вынужденная посадка и расходы по спасанию воздушного судна (в случае посадки воздушного судна в связи с форс-мажорными обстоятельствами и невозможности взлета с места такой посадки возмещаются в обусловленных пределах целесообразно произведенные и согласованные со страховщиком расходы по обеспечению взлета или транспортировке воздушного судна);

стоимость ремонта поврежденного воздушного судна (оговариваются условия и пределы соответствующего возмещения расходов, если признано, что повреждение имело место вследствие страхового случая);

установление полной гибели воздушного судна;

право на абандон (по условиям договора страхования воздушного судна страхователь обычно не может заявить абандон без согласия страховщика, т. е. отказаться в его пользу от своих прав на застрахованное имущество с целью получения страхового возмещения в размере страховой суммы).

В случае аренды, лизинга, приобретения воздушных судов в кредит и т. п. в условия страховых договоров включают оговорки, защищающие интересы сторон — участников соответствующих (арендных, кредитных и т. п.) правоотношений.

Стоимость страхования зависит от ряда факторов и повышается при более низком уровне безопасности полетов, профессионализма летного и летно-технического состава, управленческого и другого наземного персонала, обеспечивающего подготовку, эксплуатацию, техобслуживание воздушных судов, при плохой организации обслуживания пассажиров на земле и на борту воздушных судов, плохом обеспечении условий отдыха членов экипажей, снижающих их нормальную работоспособность.


Дата последнего обновления информации: 17:30 31.10.2019